После выхода прошлой заметки о дизайне несколько читателей упрекнули меня в недооценке роли оформления и значения эстетической составляющей. Они не правы. Эстетика действительно имеет значение, и об этом я говорю всем своим клиентам. Но разве красивая картинка заставляет людей купить?
Дизайн как фактор доверия
Вопрос покупки через интернет или выбора фирмы — это вопрос не только цены и характеристик товара. Это вопрос доверия. Среди множества факторов, которые определяют доверие или недоверие посетителя, первым бросается в глаза именно дизайн.
Предположим, вам предстоит подписать контракт на миллион. Вы не знаете, кто эти люди, которые предлагают вам сделку. Вы приезжаете к ним в офис на переговоры.
Покосившееся здание в промзоне. На обшарпанной двери маркером написано «Суперфирма». Со скрипом дверь открывается, и вот вы уже идете по едва освещенному коридору, затем спускаетесь в подвал. Пахнет сыростью. Обои на стенах облезли. Человек в замызганном свитере дает вам табуретку и предлагает выпить остывшего растворимого кофе из немытой чашки. «Менеджер Василий», — представляется он, небрежно протягивая вам напечатанную на принтере «визитку» с неровно обрезанными краями.
Ну что, будете заключать с ними контракт? Готовы доверить им свой миллион?
Когда посетитель заходит на ваш сайт, его первое впечатление складывается именно из оформления. Сайт — это и офис, и консультант в одном лице. Второго шанса произвести первое впечатление уже не будет.
При этом я убежден, что люди, которые хотят купить, скажем, шины, приходят на сайт именно за шинами, а не за тем, чтобы насладиться красотами и спецэффектами. И покупать шины они будут не из-за красивых картинок. На большинстве сайтов вовсе не красоты являются главным продающим фактором. Прежде всего, сайт не должен вызывать отторжения или производить впечатление кустарной поделки. Эстетика — это фактор доверия.
Только ли доверие?
Конечно, есть такие товары, для продажи которых эстетика важна. То, что само имеет отношение к красоте, стилю жизни, должно быть подано красиво. Дорогие часы, косметику, украшения лучше подавать в красивой упаковке. Здесь оформление будет значить больше. Оно будет формировать атмосферу. О создании атмосферы я расскажу в одной из следующих заметок, а сейчас будет холодный душ.
Есть вещи важнее эстетики
Посмотрите на сайт Plenty of Fish. Вот главная страница. Никаких особых красот. Кустарное оформление.
Вот одна из внутренних страниц. Даже фотографии пользователей иногда искажаются. Да уж, не бутик.
Знаете, сколько приносит своему владельцу этот негламурный сайт?
В 2001 году он приносил 10000 долларов в день. Это 300000 долларов в месяц. Сейчас он приносит уже 6000000 долларов в год.
Вот теперь задайте себе вопрос, если такой сайт получает такие деньги, то является ли высокохудожественное оформление самым важным фактором успеха? Вовсе нет.
Почему этот сайт успешен?
Как я уже говорил, люди приходят на большинство сайтов вовсе не для того, чтобы насладиться красотами. Этот сайт успешен потому, что его владелец дал людям то, за чем они приходят.
Ссылки по теме:
Интервью с создателем Plenty of Fish
Дизайн — это не то, как выглядит вещь, а то, как она работает