Волна кризиса уже докатилась до СМИ, рекламных агентств и студий. Знакомые из нескольких деловых изданий уже вторую неделю говорят о снимающихся с размещения клиентах. И у нас пара потенциальных заказчиков со словами «кризис, кризис» решили «временно приостановить». В добрый путь, удачи вам и процветания вашему бизнесу.
Что происходит
Сперва «где-то там» грянул кризис. Банки сокращали объемы выдаваемых кредитов. Инвесторы выводили свои деньги. В результате крупные компании, чье развитие зависело от инвестиций и заемных средств, начали затягивать пояса.
Скажем, хотел банк такой-то заказать себе в офис новый интерьер, мебель и компьютеры, а теперь на это денег нет. В результате не получают заказ компании поменьше: архитекторы, поставщики оргтехники, поставщики мебели, курьеры, транспортные компании и т.п.
Компания поменьше не продала банку мебель, следовательно, не купила мебель у оптовика. Тот оптовик остался без какой-то суммы денег, но с мебелью на складе. За аренду склада надо платить, а мебель стали покупать значительно меньше. И вот этот оптовый поставщик мебели решает, раз денег стало меньше, войти в режим экономии. И режет затраты. И не он один.
Компании начинают сокращать штаты и разные бюджеты, не только рекламные. Откладываются ремонты, переносятся мероприятия, задерживаются зарплаты, отменяются премии, замораживаются проекты, снимаются дотации на питание, перестают выдаваться полисы ДМС. В кулерах заканчивается вода, в принтерах и туалетах — бумага.
Что делают рекламодатели
Что касается рекламных бюджетов, то здесь есть две заметные невооруженным глазом тенденции (наверное, для понту надо было бы использовать модное ныне слово «тренд», но я оставлю это балаболам из сетевых рекламных агентств).
Одни компании всячески урезают свои рекламные бюджеты. Почему же они так делают, ведь реклама приводит новых клиентов, приносит деньги в фирму? Все просто: эти руководители, на самом деле, не верят в свою рекламу. Они не считают, что их реклама приносит им деньги. И тратились на нее только потому, что Вася-конкурент тоже давал рекламу, а Миша-продажник откатывал 10%.
В 1998 году многие компании сократили свои рекламные бюджеты. С тех пор о них ничего не слышно.
Другие компании, напротив, используют свой шанс и становятся активнее. Да, им тоже приходится пересматривать какие-то свои расходы. Например, вместо покупки футбольного клуба или спонсирования в поддержку голодающей Антарктиды компания наймет хороших подрядчиков (а не очередное сетевое РА, которое сделает очередной бессмысленный «креативный календарь») и проведет грамотную рекламную кампанию (а не разместится там, где откатят больше).
Вот теперь смотрите, что получается: одни компании исчезают из поля зрения потенциальных клиентов, демонстрируя отрасли, как плохи у них дела. Другие компании, напротив, используют свой шанс и становятся гораздо заметнее.
Как вы думаете, кто из них переживет кризис? Те, о которых ничего не слышно, или те, которые стали более известными среди своих потенциальных клиентов?
Во время кризиса, когда конкуренты сокращают свое присутствие, каждый рубль, вложенный в правильную рекламу, делает вас гораздо заметнее на их фоне. В кризисе всегда можно найти позитивные моменты.
Неправильная реклама, наоборот, сожрет последнее. Например, нет никакого смысла делать «полноценный сайт за 100 баксов» по объявлению на столбе — он ничего не продаст, но только покажет, как все плохо в конторе. Нет никакого смысла заказывать «рекламный модуль за 50 баксов» у «дизайнеров» из соседней типографии.
Сейчас вам, как никогда раньше, нужна хорошая реклама.
Что будут делать студии и рекламные агентства
Тут тоже есть две тенденции. Сперва, конечно, множество контор запаникует и займется демпингом. Долго работать на грани себестоимости они не смогут и начнут закрываться.
С одной стороны, спрос на услуги студий и агентств будет сокращаться. Но, с другой стороны, путем естественного отбора сократится и предложение.
Куда пойдут те, кто осознает потребность в хорошей рекламе, профессионально оформленном фирменном стиле, грамотно сделанном сайте? Ясное дело, не в подвалы, в которых студенты второго курса за 100 баксов в месяц мучаются над «недорогими, но креативными логотипами» и «доступными, но эксклюзивными сайтами».
Они пойдут в компании, которые успели зарекомендовать себя, наработали известность, портфолио и рекомендации клиентов, а цены назначали без оглядки на конкурентов и возгласы «а чего так дорого». Кстати, к нам больше всего приходят именно по рекомендациям.
Кстати, и для студий в кризисе тоже есть позитивные моменты. На рынке труда появится множество рабочих голов и рабочих рук, количество вакансий чуть уменьшится, а предложение возрастет.
И, совершенно точно, работать придется напряженнее. Нам наша работа нравится, поэтому мы этого не боимся.
Каждый раз, когда вам будут говорить «кризис, кризис», показывайте эту статью! Мы хотим, чтобы наши коллеги продавали больше и дороже, а не устраивали губительные ценовые войны. Тогда мы сможем продавать еще больше и дороже. Удачи, сил и решительности использовать новые шансы.