Большинство людей (а наши заказчики, как правило, люди) употребляет слово «дизайн» как эдакий огламуренный заменитель словам «оформление» и «внешний вид». Это определяется по высказываниям вроде «я хочу, чтобы в дизайне были использованы фотографии молодых жизнерадостных людей».
Под дизайном я понимаю больше, чем просто оформление. Можно, конечно, привести массу определений, рассказать про «художественное проектирование», но я попробую своими словами. Дизайн — это не то, как выглядит вещь, а то, как она работает.
Например, дизайн пластмассовых стульев для кафе — это не только их прикольная форма или яркий цвет. Это правильный выбор пластика, чтобы было легко помыть, трудно поцарапать и невозможно сломать человеческой попой. Это такая форма, которая позволит владельцу кафе без проблем складировать стулья в стопки, а производителю — штамповать их без лишнего геморроя на имеющемся оборудовании.
Дизайн бутылочки для кормления ребенка — это не только слоники и медвежата. Это форма, которая позволит малышу удобно обхватить бутылку ручками, а маме — легко налить туда детское питание и после кормления так же легко помыть ее. Это материал, который не разобьется от удара об пол и не потрескается, когда мама захочет сосуд прокипятить.
Дизайн настольного светильника — это не только симпатичный абажурчик и звук выключателя, которым хочется щелкать и щелкать. Это еще и возможность удобно поменять лампочку или быстро смахнуть пыль. И противоскользящая резиночка на подошве. И место, куда спрятать излишки шнура.
Дизайн — это не то, как выглядит вещь, а то, как она работает.
Или вот, дизайн ноутбуков Apple. Это ведь не только светящееся яблочко или молочный пластик его корпуса. Это такие вещи, как грамотно сделанная подсветка клавиатуры или разъем MagSafe. Шнур питания не вставляется «туго, по самые гланды», а держится на магните. Если вы случайно заденете кабель ногой, то не сдернете дорогой ноутбук со стола. Шнур просто отскочит. Потому что дизайн хороший.
Хотя, внешний вид — это тоже дизайн. Светящееся яблочко, молочный пластик корпуса, слоники на бутылочке, кожаные или деревянные вставки на дорогой «трубке» ручной работы — тоже дизайн, психологические выгоды и добавленная стоимость.
Про дизайн сайтов
Когда речь заходит о сайте для компании или продукта, большинство под дизайном понимает внешний вид, оформление страниц. Некоторых очень волнует расположение их логотипа и точность передачи фирменных цветов. Они ужасно переживают, когда выясняется, что цвета на разных мониторах будут отличаться, а тексты не получится набрать тем же «фирменным» шрифтом, что и свежеотпечатанные буклеты.
Не спорю, соответствие гайдлайнам важно. Но дизайн сайта — это ведь не заезженные порядком капельки на пивной банке размером в экран, не «фееричная» анимация и «брендовая» заставка на 10 мегабайт. Это не взятые из фотобанка импортные «положительные образы» улыбающихся иностранных людей и собак (вы ведь помните предыдущий сайт яйценосного сотового оператора).
Вещи, которые приносят владельцам сайтов результат, как правило, не имеют отношения к эффектным картинкам.
Разговор о дизайне сайта нельзя начинать с того, какие цвета нравятся и каким шрифтом набирать текст. Это в корне неверно. Начинать надо с целей и задач. Для кого этот сайт, для чего он. Что следует вывести на главной странице, а что спрятать за регистрацией. Как именно будет работать эта регистрация. Как будут работать еще десятки других вещей. Как они помогут заказчику продавать больше, а его покупателям — больше покупать и меньше раздражаться.
Дизайн сайта — это не только «красивости» или «вебдванольности». Это, например, такие вещи, как автоматическое определение города, из которого пришел посетитель. Или вывод на главной странице не анимации на пол-экрана, а самых ходовых и интересных товаров.
Например, пришел я на сайт банка. Живу я в Петербурге. Так пусть сайт покажет мне адреса офисов и банкоматов в Петербурге, а не заставляет меня разбираться с поиском. Так нет же, вместо этого показывают мигающие баннеры и корпоративные новости на главной. Лично я не знаю ни одного идиота, который взял бы ипотечный кредит из-за красивого баннера. Правда, я нерепрезентативен.
Дизайн сайта — это то, как будет названа кнопка для отправки заказа, где и каким образом будет показана цена. Вещи, которые приносят владельцам сайтов результат, как правило, не имеют отношения к эффектным картинкам. И главный инструмент дизайнера — вовсе не фотошоп и не графический планшет.
Хотя, кое-кто родом из 90-х еще ездит по офисам с каталогами «Index», предлагая ткнуть пальцем «где понравилось» и сделать «как на картинке, только круче».