25 марта 2007 года в рубрике «Процесс»

Как я использую брифы и для чего они нужны

Недавно я писал, что не отправляю брифы клиентам, а предпочитаю провести встречу. Я беру с собой ручку, блокнот и опросник, который помогает мне не забыть о деталях. Далее я беседую с клиентом, выясняя все, что мне нужно на данном этапе, и возвращаюсь в офис.

Я все-таки отправляю брифы!

Я подразумевал, что не отправляю клиентам незаполненные брифы. Придя в офис, я разбираю свои записи и заполняю бриф. Затем я отсылаю его клиенту вместе со списком дополнительных вопросов и перечнем материалов, которые нужны для начала работы.

Получается неплохой follow-up. Кстати, я заметил, что follow-up не практикует практически никто. И напрасно. Это дает клиенту почувствовать ваше внимание, а также позволяет убедиться, что обе стороны поняли друг друга верно.

Если отправить клиенту пустую анкету, мы получим на выходе нечто с довольно формальными ответами, смысл и практическая польза которых зачастую ограничены количеством отведенных строк.

Кроме того, клиенты, отправив заполненный ими бриф, будут считать, что теперь ваша очередь. Они будут ждать от вас каких-то набросков, хотя неизвестно, верно ли вы все поняли. Отправляете наброски, и выясняете, что все не так. И вообще, клиент не то имел в виду. Надо ли так начинать деловые отношения?

Другое дело, когда вы отправляете заполненный бриф клиенту. Из безликой анкеты бриф превращается в инструмент согласования. В ответ на свои рассказы клиент получает бриф и видит, насколько вы друг друга поняли. Вместо того чтобы критиковать ваши сырые наброски и концепции, клиент участвует в процессе согласования.

Для чего нужен бриф

Во-первых, бриф позволяет зафиксировать основные моменты: цели, задачи, пожелания и требования. Что немаловажно, он позволяет зафиксировать согласие сторон по этим моментам.

Во-вторых, бриф позволяет сформулировать ту неуловимую идею, которая витает в голове заказчика, и сделать возможной ее передачу непосредственным исполнителям.

В-третьих, заказчики часто сами не знают, чего хотят. Когда они читают заполненный бриф, то достигают просветления. Мысли становятся яснее, а формулировки — четче.

9 комментариев

1

26 марта 2007 года в 01:55

Юлия комментирует:

Хороший подход, я бы даже сказала очень клиентоориентированный.

2

26 марта 2007 года в 08:53

Kos отвечает:

Одобрямс :)

3

26 марта 2007 года в 10:11

Knop пишет:

Идея вобщем и целом правильная.
У меня правда немного другой подход: после первой встречи с клиентом я формирую бриф, который частично заполнен результатами этой самой первой встречи и нашими предложениями.

Вот этот вот бриф клиент уже дополняет и уточняет.

4

26 марта 2007 года в 11:30

Евгения Синепол комментирует:

Элементарно, Ватсон :-) Отчет о встрече - наше все.
Неужели так мало компаний поступают именно так?

5

26 марта 2007 года в 11:51

Knop пишет:

to Евгения Синепол:
Ну отчет о встрече нужно делать после любой встречи, вне зависимости от того, обсуждается бриф, первая ли она или последняя..

Мы-же говорим именно о брифе, как об элементе задания и процесса производства.

6

26 марта 2007 года в 12:33

Юрий Вильнид пишет:

Ни добавить, ни убавить… все так.

На хабре была статья недавно
http://www.habrahabr.ru/blog/pm/7632.html
- по-моему, достойная внимания в этом блоге.

7

26 марта 2007 года в 12:46

Алексей Новиков отвечает:

Юрий, статью видел, хорошая статья. У меня в готовящейся книге будет целая глава про технические задания и проектирование сайтов ;-)

Сейчас в этой дискуссии мы обсуждаем брифы. Посты про ТЗ будут, пока не знаю когда. Кстати, wireframes в проектировании сайтов я начал применять еще в 2002 году. Возможно, первым в Питере.

8

7 апреля 2007 года в 20:21

Некоз Евгений пишет:

Я с вами вполне согласен. У меня как-то был проект, где я из-за отсутствия брифа потерял клиента. Теперь я также работаю с «домашними заготовками». Очень эффективно и увеличивает скорость работы в разы.

9

30 мая 2008 года в 12:59

knopkin.ru пишет:

Про бриф все супер! так и есть, когда был фрилансером незнал что это надо.

Некоз Евгений
Что такое «домашние загатовки»?
можно в личку zakladochnik()ya.ru