16 января 2007 года в рубриках «Маркетинг» и «Наблюдения»

Как неудачное расположение торговой точки может в разы сократить ее посещаемость?

Около моей станции метро находятся штук шесть салонов сотовой связи. Среди них «Евросеть», «Диксис», «Телефон.Ру» и «Телефорум». Они находятся на расстоянии не более 25 метров друг от друга, но разница в количестве посетителей заметна невооруженным глазом.

Неудачное расположение торговой точки может сократить количество посетителей в разы, и сейчас я наглядно продемонстрирую механизм.

Так получилось, что у «Телефон.Ру» расположение далеко не самое лучшее (угадайте, кто застолбил лучшее место). «Телефон.Ру» расположен в павильоне над подземным переходом, как раз напротив автобусной остановки.

Что же здесь плохого, спросите вы, ведь на остановке должно быть много людей. Да, их там много, но фишка в том, что на этой остановке люди выходят утром, по пути на работу, когда подъезжают к метро из спального района. Мало кто, опаздывая и толкаясь, станет заглядывать в салон сотовой связи. Практически никто и не заглядывает, все спешат на работу.

Еще больший поток приходит через подземный переход, и «Телефон.Ру» эти люди просто не видят. Зато первое, что они видят прямо перед собой, поднявшись из перехода, это… правильно, «Евросеть». Надо отдать Чичваркину должное: он научил своих людей выбирать места.

Мимо «Евросети» проходит примерно 90 процентов пассажиропотока станции. Впрочем, по пути на работу и к ним мало кто заглядывает. Зато замечают, причем каждое утро!

Вечером же, после работы, когда уже никто никуда не опаздывает, те самые 90 процентов пассажиров устремляются к подземному переходу. Первое, что они встречают на своем пути, это уже знакомый Большой Желтый Ларек. И многие исчезают в его подземельях.

Впрочем, если бы там не было «Евросети», посетителей у «Телефон.Ру» прибавилось бы ненамного. Почему? Не то место они выбрали.

Когда люди возвращаются с работы и едут в спальный район, они спускаются в подземный переход, чтобы выйти на другой стороне и сесть в автобус или трамвай. Естественно, что до «Телефон.Ру» никто не доходит. Люди проходят прямо под ним.

Не спасает даже вот эта большая и красивая вывеска над лестницей. Догадайтесь, где их салон:

Большая и красивая вывеска, а где салон?

Когда люди возвращаются с работы, то идут в переход. Они видят вывеску «Телефон.Ру», и ни единого намека на указатель. Чтобы увидеть из-за угла сам салон, нужно отклониться влево на несколько метров:

Вот куда они спрятались от покупателей!
Обратите внимание: там людей почти нет.

Как вы понимаете, после работы никто не станет делать этого специально, чтобы проверить, не находится ли там какой-нибудь салон сотовых телефонов. Особенно, когда рядом видно два других салона.

Не удивлюсь, если кто-то, видя такое расположение вывески над спуском, ожидает найти салон сотовой связи внизу. Люди проходят под этой замечательной вывеской, спускаются в переход… где их ждет «Телефорум».

Если смотреть с другой стороны проспекта, то в окнах можно увидеть скучающих продавцов «Телефон.Ру»

Пять простых выводов:

  1. Располагать торговую точку нужно так, чтобы люди видели ее, не меняя своего естественного пути. Буквально пара метров в сторону, и вы теряете посетителей.
  2. Учитывайте направления потоков с работы и на работу. Вероятность захода в магазин серьезно различается, я вижу это невооруженным глазом. Лучше «поймать» оба потока, но если никак, ловите тех, кто никуда не спешит.
  3. У начала людского потока можно поймать самую вкусную рыбу, пока ее не переловил своей сетью кто-то другой. Граждане попадают в «Евросеть» чуть ли не из дверей метро!
  4. Лучше, если люди будут видеть ваш салон перед собой, а не сбоку, проходя мимо. Описанный в заметке салон «Евросети» видят перед собой и те, кто едет на работу, и те, кто с нее возвращается.
  5. Лучше показать саму торговую точку, а не вывеску или указатель.

Вопрос для размышления:

Схема расположения салонов у метро.
Посмотрите на схему. Учитывая расположение конкурентов и потоки людей, где бы вы поместили салон сотовой связи?

Эту запись можно послушать:

14 комментариев

1

16 января 2007 года в 10:50

lessio пишет:

Я бы поместил рядом с ларьком Евросети. На Московской так сделал Связной, через некоторое время ларек Евросети убрали. Хотя возможно, что причина была в другом.

2

16 января 2007 года в 17:29

Виталий Мышляв отвечает:

А что делать, если все места уже заняты? И выбирать уже не из чего. Скорее всего, там не дураки сидят в этих телефоНАХ.ру. Да, конечно Евросекс уже никому не догнать, но и бизнес свой закрывать не хочет.
Ведь одно из правил предпринимательства (или просто бизнеса, кому как нравится): «Умение работать в условиях ограниченности ресурсов».

3

16 января 2007 года в 17:51

Алексей Новиков пишет:

Я ни в коей мере не ругаю Телефон.Ру, скорее, я сочувствую их незавидному положению. Вот Lessio привел один вариант. К сожалению, на той площадке не поставить салон вплотную к Евросети, но в принципе, вариант очень хорош.

Еще есть вариант ловить их если не по пути, то там, где они остановятся. То есть, у остановок. Кроме того, рядом есть магазины и кафе. Можно попробовать закинуть сети в эти потоки.

4

16 января 2007 года в 18:18

angelina_joli отвечает:

Исходя из описания, возможен вариант остановка, с которой отъезжают домой.

Автово плохо знаю, поэтому не поняла надпись «метро» справа вверху. Там тоже вход в метро? Если да, то можно еще это обыграть.

5

16 января 2007 года в 18:22

angelina_joli комментирует:

Мне кажется, что торговый центр или гипермаркет (если там есть такое) - еще лучше.

6

16 января 2007 года в 19:43

Алексей Новиков отвечает:

Насчет таблички: это, наоборот, путь от метро. Просто табличка у муниципальных властей оказалась двустороннаяя. :-) Переход — простой переход. В самом низу заметки есть схемка, чтобы вы лучше могли представить взаиморасположение.

7

17 января 2007 года в 02:17

Алексей Новиков пишет:

Эту запись теперь можно послушать:

8

17 января 2007 года в 20:13

Ермолаев Алексей комментирует:

хорошая заметка

9

18 января 2007 года в 07:06

Максим Россомахин отвечает:

Я бы просто вывеску переделал так, чтобы было понятно, где именно расположен «Телефон.Ру».

10

3 мая 2011 года в 16:49

$ергей отвечает:

А я бы пошарил в самом переходе - может там найдется местечко для конкурента… :))
Чуть-чуть поиграться с неоном и аракалом на витринах и весь поток «фотографирует» новый салон в память :)

11

3 мая 2011 года в 16:50

$ергей отвечает:

Естественно при условии, что там можно разместить торг. точку.

12

1 ноября 2012 года в 19:03

Андрей отвечает:

Проблема довольно серьезная. Сам по роду деятельности сталкивался с этим неоднократно. Но существует другая сторона медали. У кого какая арендная плата. Как правило, более проходное место подороже.

13

1 ноября 2012 года в 23:07

angelina_joli пишет:

По поводу последнего комментария - надо анализировать эффективность (посещаемость/затраты).

14

19 октября 2015 года в 02:05

Sugar отвечает:

I’m not quite sure how to say this; you made it exmletery easy for me!

Можете высказаться: