Сегодня я расскажу о том, как метрополитен Петербурга теряет деньги из-за небольшой, казалось бы, недоработки в интерфейсе.
Те, кто ездит в метро, наверняка не раз слышали, как женский голос вновь и вновь убеждает пассажиров опускать жетоны и прикладывать проездные, не дожидаясь, пока идущий впереди человек покинет турникет.
Голос рассказывает, что устройство накапливает информацию и готово к приему следующего пассажира сразу после начала поворота вертушки.
Что же граждане?
Несознательные… Они не спешат прикладывать проездные и опускать жетоны во чрево турникета. Почему? Потому что не хотят оказаться в неловком положении.
К сожалению, в интерфейсе турникета не предусмотрена корректная индикация готовности к приему следующего пассажира. Присмотритесь повнимательнее. Люди ждут, пока погаснет зеленая лампочка, которая загорается, когда устройство принимает проездной.
Почему они ждут?
Дело в том, что не всегда турникет успевает считать информацию со смарт-карты. Если пассажир прикладывает карту, пока не погасла зеленая лампочка, то не получает никакого подтверждения, что устройство действительно приняло его проездной. Представьте: человек приложил карту, зеленая лампочка как горела, так и горит, человек идет вперед… Бииип!
Устройство не пропускает его. Пассажир в недоумении, он же честно приложил проездной. Недовольная толпа в час пик и известные своими манерами контролеры у кого угодно отобьют желание прикладывать карточку раньше времени. В следующий раз человек ждет, пока погаснет зеленая лампочка, прикладывает проездной, ждет, пока лампочка загорится, и уже тогда начинает движение.
Каковы потери?
- Начнем с того, что страдает пропускная способность вестибюлей метро. Те, кто оказывается там в час пик, были бы рады увеличению пропускной способности хотя бы на четверть.
- Руководство метрополитена потратило чье-то оплаченное рабочее время на то, чтобы написать текст, записать и смонтировать этот ролик.
- Время, потраченное на ежедневную многократную прокрутку этого ролика, можно было бы использовать для коммерческой рекламы.
Что можно сделать?
Можно немного подкорректировать программу. Если зеленая лампочка турникета будет гаснуть пораньше, как только устройство готово к приему следующего проездного, это будет сигналом для пассажира. Сейчас лампочка гаснет лишь после того, как впереди идущий выйдет из турникета.
Зачем это?
Затем, чтобы показать, как теряют деньги из-за плохого юзабилити, притом из-за сущих мелочей. Например, по данным исследований, американские интернет-магазины теряют до 70% посетителей, которые не могут оформить заказ из-за неудобного интерфейса «корзины». На привлечение этих людей были потрачены деньги.
Юзабилити важно не только для сайта. Банкомат, автоматическая телефонная справочная система, торговый автомат и многое другое могут резко снизить вашу эффективность и стать причиной потерь, если проектировать их без привлечения соответствующих специалистов.