Около моей станции метро находятся штук шесть салонов сотовой связи. Среди них «Евросеть», «Диксис», «Телефон.Ру» и «Телефорум». Они находятся на расстоянии не более 25 метров друг от друга, но разница в количестве посетителей заметна невооруженным глазом.
Неудачное расположение торговой точки может сократить количество посетителей в разы, и сейчас я наглядно продемонстрирую механизм.
Так получилось, что у «Телефон.Ру» расположение далеко не самое лучшее (угадайте, кто застолбил лучшее место). «Телефон.Ру» расположен в павильоне над подземным переходом, как раз напротив автобусной остановки.
Что же здесь плохого, спросите вы, ведь на остановке должно быть много людей. Да, их там много, но фишка в том, что на этой остановке люди выходят утром, по пути на работу, когда подъезжают к метро из спального района. Мало кто, опаздывая и толкаясь, станет заглядывать в салон сотовой связи. Практически никто и не заглядывает, все спешат на работу.
Еще больший поток приходит через подземный переход, и «Телефон.Ру» эти люди просто не видят. Зато первое, что они видят прямо перед собой, поднявшись из перехода, это… правильно, «Евросеть». Надо отдать Чичваркину должное: он научил своих людей выбирать места.
Мимо «Евросети» проходит примерно 90 процентов пассажиропотока станции. Впрочем, по пути на работу и к ним мало кто заглядывает. Зато замечают, причем каждое утро!
Вечером же, после работы, когда уже никто никуда не опаздывает, те самые 90 процентов пассажиров устремляются к подземному переходу. Первое, что они встречают на своем пути, это уже знакомый Большой Желтый Ларек. И многие исчезают в его подземельях.
Впрочем, если бы там не было «Евросети», посетителей у «Телефон.Ру» прибавилось бы ненамного. Почему? Не то место они выбрали.
Когда люди возвращаются с работы и едут в спальный район, они спускаются в подземный переход, чтобы выйти на другой стороне и сесть в автобус или трамвай. Естественно, что до «Телефон.Ру» никто не доходит. Люди проходят прямо под ним.
Не спасает даже вот эта большая и красивая вывеска над лестницей. Догадайтесь, где их салон:
Когда люди возвращаются с работы, то идут в переход. Они видят вывеску «Телефон.Ру», и ни единого намека на указатель. Чтобы увидеть из-за угла сам салон, нужно отклониться влево на несколько метров:
Обратите внимание: там людей почти нет.
Как вы понимаете, после работы никто не станет делать этого специально, чтобы проверить, не находится ли там какой-нибудь салон сотовых телефонов. Особенно, когда рядом видно два других салона.
Не удивлюсь, если кто-то, видя такое расположение вывески над спуском, ожидает найти салон сотовой связи внизу. Люди проходят под этой замечательной вывеской, спускаются в переход… где их ждет «Телефорум».
Если смотреть с другой стороны проспекта, то в окнах можно увидеть скучающих продавцов «Телефон.Ру»
Пять простых выводов:
- Располагать торговую точку нужно так, чтобы люди видели ее, не меняя своего естественного пути. Буквально пара метров в сторону, и вы теряете посетителей.
- Учитывайте направления потоков с работы и на работу. Вероятность захода в магазин серьезно различается, я вижу это невооруженным глазом. Лучше «поймать» оба потока, но если никак, ловите тех, кто никуда не спешит.
- У начала людского потока можно поймать самую вкусную рыбу, пока ее не переловил своей сетью кто-то другой. Граждане попадают в «Евросеть» чуть ли не из дверей метро!
- Лучше, если люди будут видеть ваш салон перед собой, а не сбоку, проходя мимо. Описанный в заметке салон «Евросети» видят перед собой и те, кто едет на работу, и те, кто с нее возвращается.
- Лучше показать саму торговую точку, а не вывеску или указатель.
Вопрос для размышления:
Посмотрите на схему. Учитывая расположение конкурентов и потоки людей, где бы вы поместили салон сотовой связи?
Эту запись можно послушать: