Слово «бренд» очень модное. Компания только-только вышла на рынок, а в разговорах уже проскальзывает «наш бренд». Есть даже целые агентства, которые занимаются брендингом. Некоторые из них отлично делают свою работу, но большинство неправо в одном: они называют результат своей работы брендом.
Почему бы и нет, спросите вы? Вот вам название, вот качественный логотип, даже брендбук есть. Запустили с помпой, рекламная кампания по всей России… ролики на ТВ, постеры на Мавзолее, статьи в глянцевых журналах. Люди покупают. Директор уже почти договорился о премии «Эх-фи»…
И все-таки, это не бренд. Еще не бренд. Это торговая марка, пусть даже разработанная профессионалами и масштабно продвигаемая.
Так когда же бренд становится брендом?
Бренд становится брендом тогда, когда люди начинают учитывать его, принимая свои решения.
Вот например, пришел Вася в магазин, желая купить качественную обувь. С полки на него глядят добротные, на совесть сделанные ботинки «Кирдык» из Турции и «Красный Зеленщик» из России. Отличные ботинки из натуральной кожи, подошва прошита, все как надо. Вася берет «Кирдык» в одну руку, «КЗ» в другую, рассматривает их по очереди. И тут его взгляд падает на ботинки «Ecco». Они ценой повыше, но это же «Ecco», это гарантированное качество! Обувь для жизни! К тому же, Вася будет в них модным парнем. С этой мыслью Вася идет к кассе. С этими ботинками он выходит из магазина. Потому что «Ecco» — это бренд, а «КЗ» это торговая марка. «Ecco» для Васи это качество, надежность, уверенность в том, что он модный, а «КЗ» это реклама, в которой говорится про качество и моду.
Тем временем в торговом зале:
— Дормидонт, что ты натворил?!!!!!
— А что я сделал-то, Васисуалий Порфирьевич?
— Глаза разуй! Ты перепутал ценники «Ecco» и «Красного Зеленщика»!!!!
— Ой… что же делать… может обойдется… сегодня всего 500 пар продали…
На следующий день в кабинете директора фабрики «Красный Зеленщик»:
— Тук-тук! Эдмунд Сигизмундович, можно?
— Войдите. Что у вас там?
— Хорошие новости, босс! Наш новый бренд «КЗ», который мы запустили на прошлой неделе, имеет невероятный успех. Вчера в одном только магазине купили 500 пар наших новых ботинок.