Эту заметку я изначально писал для блога нашей студии, но, полагаю, интересна она будет и читателям «Микромаркетинга».
Когда мы начинаем работу над сайтом, то сперва прорабатываем концепцию. Выясняем цели, ради достижения которых сайт создается, и ставим задачи, которые сайт должен решать. Затем определяем способы, которыми эти задачи будут решены. Именно так: цели — выясняем, задачи — ставим, способы — определяем, ресурсы — выделяем.
Кстати, большинство заказчиков не умеют правильно сформулировать цели создания сайта. На вопросы «для чего вы сайт хотите сделать» отвечают что-то вроде «ну этот морально устарел» или «неудобно администрировать». Хотя ответ на вопрос «для чего» должен даже начинаться по-другому. Например, «для того, чтобы продавать наш товар» или «для того, чтобы привлечь инвесторов». Обучить заказчика и помочь ему правильно сформулировать цели — это часть нашей работы.
Выяснение целей и постановка задач — один из ключевых моментов разработки сайта. Но не все с этим согласны. Некоторые люди удивляются, мол, зачем мы тут будем с вами о целях говорить, нам нужен сайт с новостями и флеш-роликом на главной странице, скажите скока стоит. И попадаются субъекты, которых не переубедить. Хорошо, что сегодня мы можем позволить себе не работать с такими заказчиками.
Что в головах творится
Но есть и люди, с которыми можно работать. Просто они не понимают, зачем надо ставить цели, не видят различий между целями и задачами. Их этому никогда не учили. Некоторые и вовсе переворачивают все с ног на голову. Процитирую одну из записей в ЖЖ:
Цели и задачи могли бы быть самые разные по масштабности. Общий принцип — задача утолить голод, накормить семью, попасть в дикого зверя, пользуясь луком и стрелой. Цель — сам зверь, а возможно и особые, самые уязвимые части его тела.
Я категорически с этим не согласен. Зверь в данном случае — это не цель, а мишень, точка приложения усилий. Цель же всегда лежит за пределами деятельности. Например, деятельность — охота. Цель — накормить семью. Для достижения этой цели охотник решает задачи: добыть мясо, принести мясо домой, где жена для достижения этой цели приступит уже к своей деятельности — приготовлению пищи.
В свою очередь, каждую из задач можно разбить на подзадачи. Например, чтобы добыть мясо, нужно выследить зверя и убить его. Чтобы принести мясо домой, нужно отделить куски мяса, упаковать его для переноски, прийти с ним домой. Чтобы упаковать мясо, нужны ресурсы — какая-нибудь шкура и веревка. То есть, появляется подзадача: выкроить кусок шкуры и соорудить ягдташ. И так далее.
Цель — это то, ради чего ведется деятельность. Задача — то, что мы решаем в ходе деятельности, чтобы достичь цели.
Для чего нужны цели? Цель — это ориентир. Именно с точки зрения достижения поставленной цели и надо оценивать любую деятельность.
Вернемся к примеру с охотником. Убить зверя можно огромным количеством способов. Например, взорвать его к чертовой матери, чтобы кишки по округе разметало. Будет ли зверь убит? Несомненно. Задача «убить зверя» будет решена. Но цель нашей охоты — накормить семью. Если ориентироваться на эту цель, то становится ясно, что выбранный способ умерщвления зверя неприемлем. Мясо потом не собрать будет. Зато если бы целью охоты было избавление племени от набега зверя-людоеда, то этот способ мог бы оказаться подходящим.
Более того, саму деятельность тоже следует оценивать с точки зрения достижения поставленной цели. Скажем, сегодня, чтобы накормить семью, можно и на охоту пойти. Но ресурсы (время, деньги, силы) будут использованы гораздо эффективнее, а риски будут гораздо меньше, если вы пойдете не на охоту, а на работу, а после — в магазин.
Почему люди не любят прописывать цели
Видите, как полезно прописывать цели. Но почему же тогда многие люди так не любят четко прописывать цели? Почему так старательно избегают этого? Именно потому, что становится возможным дать оценку тому, что они делают.
Более того, становится возможным обнаружить подмену целей или некомпетентность сотрудника. Скажем, пытается заказать сайт некая дама, бывший бухгалтер, а ныне менеджер по рекламе. И настойчиво требует, чтобы была в шапке сайта анимация. Крутящийся логотип хочет и какие-то еще завитушки. И ей удалось убедить своего директора, что это «очень круто».
Если четко прописать цель, например, «продать оптом отбойные молотки», то только полному идиоту не станет очевидно, что крутящийся самопальный логотип никак не поспособствует ее достижению, ведь люди принимают решение об оптовых закупках отбойных молотков совсем по другим критериям.
И никто не скажет «как это круто», никто не побежит давать ссылку знакомым, потому что пошло выглядящий самопальный логотип родом из девяностых, китчево вращающийся в угоду дурновкусию отдельно взятого «менеджера по рекламе» абсолютно никого не интересует, не удивляет и не привлекает.
Зато ресурсы будут потрачены. Любая работа, в том числе и подобная анимация, стоит денег и времени. Эти деньги и время для достижения поставленной цели можно было бы использовать более эффективно.
Если «менеджер по рекламе» продолжает упорствовать, то она некомпетентна, либо у нее есть цели, отличные от прописанных. Скажем, реализовать за счет фирмы свою потаенную фантазию о вращающемся логотипе. Или для нее за некий процент кто-то уже готов сделать вращающийся логотип.
Во второй части я расскажу о том, чем цель отличается от цели.